Первые японские анимационные фильмы появились, как уже было сказано, в 1917 году. Это были небольшие фильмы длиной от одной до пяти минут, и делались они художниками-одиночками, пытавшимися воспроизводить ранние опыты американских и европейских мультипликаторов.
Самым первым японским анимационным фильмом считается «Новый альбом набросков» («Дэкобоко Син Гатё», 1917) Дэкотэна Симокавы(он воспроизводил мелом на черной доске и снимал свои рисунки на пленку). Также в 1917 году был создан «Как краб отомстил мартышке» («Сару Кани Кассэн») Сэйтаро Китаямы, а в 1918 году – его же «Момотаро» («Момотаро») (Момотаро – знаменитый герой японских рассказов).
Ни одного из этих мультфильмов не сохранилось, но понятно, что их художественная ценность была не очень большой – это были всего лишь эксперименты, сейчас интересные только для историков киноискусства как первые шаги японской манги.
В 1920-е годы обычная длина аниме в Японии не была больше 15 минут. Почти вся анимация того времени воспроизводилась в крошечных домашних студиях художниками-одиночками и финансировалась кинематографическими и кинопрокатными буржуями в обмен на право проката. Создание манги финансировали, в частности, такие компании как «Асахи Кинема», «Такамаса Эйга», «Иокогама Синема Кёкай» и другие.
Уже тогда возникла характерная для японской аниме-индустрии система студийного подряда, когда крупная фирма платит по счетам за производство анимации на крошечных студиях, получая все прокатные права и доходы с продаж, выплачивая автору лишь изначально согласованную контрактом сумму.
Казалось бы, это помогает художественному разнообразию товара, так как на каждой небольшой студии-производителе работает собственная команда дизайнеров и аниматоров, реализующая в своих творениях уникальный студийный стиль. Они могут не отвлекаться на последующее прокатное сопровождение рассказов, полностью посвящая себя творчеству.
Как ни крути, это значительно сокращает доходы, которые операторы могут получить от производства даже очень популярного аниме, так как они не могут рассчитывать на проценты от прибылей. А отсюда следует, что звукооператорам приходится компенсировать качество количеством, не имея обычной для американских и европейских аниматоров возможности некоторое время заниматься производством одного фильма,.
Обычно композиторы либо использовали западные сюжеты, например, популярный американский комикс и мульт-сериал «Кот Феликс», либо, гораздо чаще, – экранизировали классические китайские и японские сказки, рисуя их как в стиле традиционной японской графики, так и в европейских стилях.
Смежные категории: